Вилки

Вилки

Вилка – одна из деталей велосипеда, существенно влияющей на ход байка. Вилки бывают амортизирующими и жесткими. Хорошая вилка стоит достаточно дорого, но при отсутствии средств ее можно приобрести позже, отдельно от велосипеда. При выборе амортизирующей вилки необходимо уточнить, подойдет ли она к вашей модели, каким образом происходит смягчение (могут использоваться пружины, эластомер, пневматика или гидравлика), имеется ли возможность усовершенствования и регулировки, в каких климатических условиях ее можно использовать.

Новые конструкции рам позволяют использовать заднюю амортизирующую вилку, при выборе которой нужно учитывать те же критерии, что и при выборе передней.

Практически все велосипеды, предназначенные для путешествий по гористой местности, имеют переднюю амортизационную вилку. Их называют хардтейлами. Этот факт связан со снижением цен на амортизационные вилки для велосипедов и появления большого числа доступных моделей известных марок.

Реже встречаются велосипеды, именуемые «двухподвесами» из-за наличия как передних, так и задних амортизационных вилок. Это связано с тем, что подобные машины должны иметь специальные устройства, обеспечивающие совершение безопасного скоростного спуска. Стоит это удовольстие недешево, но не каждый готов довольствоваться подделками. Потому двухподвесы, отличающиеся безопасностью, высокой скоростью и легкостью управления, используются пока лишь в гонках.

Рассмотрим главные достоинства амортизационных вилок. Амортизация нужна для того, чтобы велосипедист мог контролировать ситуацию при управлении, чтобы даже при большой скорости сохранялся контакт колеса и поверхности. Последнее обстоятельство особенно важно при прохождении таких участков пути, которые отличаются изрядным количеством бугорков и впадин.

Амортизационная вилка помогает тратить меньшее количество энергии и сил, то есть способствует значительному улучшению результатов при меньшем износе частей велосипеда. Одним словом, поездка превращается в удовольствие.

В каждой бочке меда есть своя ложка дегтя. Есть недостатки и в технологии амортизации вилок велосипеда. Так, в первую очередь стоит сказать о большем (чем у неподвижных вилок) весе. Он увеличивается до трех килограммов. Во вторых, обозначить потерю некоторой доли энергии, например, при езде вверх по наклонной поверхности или силовом ускорении. Разработчики учли эти моменты. На сегодняшний день появляется все больше облегченных вилок. Более того, современные велосипеды позволяют владельцу выбирать степень их жесткости.

Поговорим о принципе построения амортизационных вилок. Большинство из них напоминает по стороению телескоп. То есть труба, имеющая меньший радиус, помещается в трубу большего радиуса. Состоят вилки из так называемых «ног», или труб, вмещающих в себя амортизатор. Внутри него осуществляется ход поршней, а на границе поставлены манжеты. Они исключают возможность загрязнения внутренней части амортизационной вилки. Ноги в целях форсирования каркаса соединены между собой бустером. На них же располагаются крепежи для тормозов – обычных и дисковых, место разъединения, предназначенное для крепления оси. Рулевая труба и поршни вилки (в количестве двух штук) соединены на короне амортизационной вилки. А настройки, о которых уже было сказано, находятся внизу ног вилки или в самом верху, на короне.

Амортизационные вилки, устанавливаемые на велосипеды, можно условно разделить на виды, учитывая способ компоновки. Самые известные вилки, построенные по принципу телескопа, а также длинноходовые (или двухкоронные – предполагающие соединение «ног» вилки двумя звеньями) относят к разряду обычных.

Когда система «телескоп» действует, но поршни находятся в нижней части, говорят о перевернутых вилках. Они стоят дороже, весят больше, поскольку способствуют улучшению сцепления колеса с дорожной поверхностью.

Существует и специфический вид амортизационных вилок. Они обладают несколькими поршнями и рычагами, либо имеют одну «ногу». Специалисты прекрасно знают, а любителям будет полезно обладать следующей информацией: существует стандарт диаметра рулевой трубы. Он равен 1/8 дюйма. Этого размера придерживаются основные изготовители рулевых колонок, рам для велосипедов и непосредственно велосипедов в полной сборке.

Наконец, есть еще одна классификация велосипедных амортизационных вилок - по протяженности хода. Согласно данной классификации вилки делят на короткоходные, средние и длинноходные. Первые предназначены для передвижения по городу, участия в кроссах, а также для прогулочных велосипедов. Ход равен 25–30 миллиметрам. Вторые – для туризма, гонок типа «кросс кантри» и активной езды – имеют ход от пятидесяти до семидесяти пяти миллиметров или от 75 до 100. Последние служат для скоростного спуска на велосипедах с двумя подвесками, поэтом их ход доходит до трехсот миллиметров (от 120).