Если верить существующим историческим сведениям, то впервые гонки на велосипедах были проведены в последний день мая 1868 года в одном из Парижских пригородных парков, а именно, Сен-Клу. По нынешним меркам длина дистанции была совсем небольшой – всего 2000 м и победил в этой велогонке не гражданин Франции, а англичанин Дж. Мур. А в следующем году на треке протяженностью уже в 60 раз более, т. е 120 км до Руана из Парижа он же финишировал спустя 10 часов и 45 минут после старта. Нетрудно подсчитать, что при таком результате «летел» он со скоростью чуть более 11 км/час. И пусть это сейчас покажется нам смешным, но это был рекорд! Езда на велосипеде того времени была неимоверно трудна, она требовала от спортсмена недюжинной выносливости, ловкости и силы.
Жизнь не стоит на месте, и умы того времени значительно изменили первоначально известный велосипед, увеличив его скорость, а также изменив соотношение величины колес.
Велосипед – «паук» с огромным передним и небольшим задним колесом был неудобен, при малейшей неровности на дороге ездок тут же перелетал через руль и продолжал свое путешествие уже пешком. Но нашелся смельчак, решившийся на этом мудреном гиганте совершить кругосветное путешествие. Его имя – Томас Стивенс. В 1885г., ехав со скоростью 60 км в день, обогнул земной шар. После этого эволюция велосипеда прибавила обороты. Что только не придумывали умельцы, и, в конце концов, с помощью применения цепной передачи и множества взаимодействующих шестеренок, был изобретен велосипед – «кенгуру» уже значительно превосходящий своих предков – «пауков» по скоростным параметрам.
Но истинный переворот, конечно, произошел с изобретением полых пневматических шин в 1885 году. Для того, чтобы сыну было удобнее ездить на велосипеде, его отец - шотландский ветеринар Денлоп прикрепил к колесу кольцо садового «рукава», предназначенного для полива, и заполнил его водой. Конечно, при этом скорость значительно уменьшилась, но движение стало значительно мягче и езда – удобнее. Это подтолкнуло его к новой идее – вместо воды заполнить «шину» воздухом и при этом сделать так, чтобы он не выходил обратно. Так появился обратный клапан, не дающий обратного хода воздуху под его собственным давлением. Благодаря этому новшеству велосипед окончательно и навсегда стал излюбленным средством передвижения спорта и отдыха. В последующем усовершенствовалась его конструкция, повышалась прочность и легкость и вот уже спустя некоторое время появилась возможность развивать более высокую скорость.


Благодаря доступности, удобству и возрастающему интересу к велосипеду в конце 70-х годов 19 века в Европе повсеместно начинается строительство велотреков для проведения соревнований. Гонщики разделились на профессионалов, любителей и независимых, а гонки стали проводиться на шоссе, а не только на треке. Начало гонки Бордо-Париж, протяженностью 600 километров было положено в 1891г.
В Чикаго в 1893 году был организован первый чемпионат мира для спортсменов-любителей на треке. Разыгрываются с 1895 года чемпионаты мира для профессионалов. Первая из самых популярных гонок конца 19 века – шестидневная на треке - была устроена в 1896 году в США. Чемпионаты для любителей гонки по шоссе стали проводится с 1921 г., длина дистанции составляла 190 км. Для профессионалов – 185 км с 1927г. Гонка, всеми участницами которой впервые стали женщины, была проведена в1958 году. Знаменитый «Тур де Франс», протяженностью 5000 км, впервые состоялся в 1903 г. Это состязание еще интересно тем, что, несмотря на сложность дистанции, постоянно изменяются его условия и этапы.
Благодаря тому, что велосипедный спорт так крепко привязал себе огромное количество людей с момента своего появления, он был представлен на всех Олимпиадах современности, при этом уже изначально, на первых Олимпийских играх в Афинах велотрек имел некое соответствие конструкции треков нашего времени. В первых олимпийских стартах 8 апреля 1896 года, в программу которых входил один вид гонки на шоссе и пять видов на треке, приняли участие велосипедисты из пяти европейских стран. Особого внимания заслуживает достижение француза Массона: он стал трехкратным чемпионом на одной олимпиаде.
Велосипедные гонки в качестве обязательных для включения в программу Олимпийских игр были предложены представителями Международного союза рабочих велосипедистов «Солидарность». На протяжении длительного времени в программу соревнований по усмотрению организаторов включались лишь гонки на велотреке (в 1900 и 1904 г.г.) или исключительно на шоссе, как в 1912 г. А вот уже с 1912 по 1972 г.г. проводились велогонки на тандемах. Определение современного регламента соревнований начало постепенно происходить с 1928 года. К участию в олимпиаде женщины были впервые допущены в 1984 году. Лидерство на первых Олимпийских играх долгое время удерживали велосипедисты Великобритании и Англии, к которым затем примкнули спортсмены из Советского Союза, датчане, итальянцы и немцы.
Впервые в Олимпиаду 1996 года в Атланте помимо гонок на треке, на шоссе и по дорогам самой Атланты была включена программа соревнований на горном велосипеде, отличающемся от обычного большей шириной колеса. Точный автор этого новшества неизвестен, но считается, что его изобрели хиппи из Северной Калифорнии. Долгое время первенство в этих видах соревнований удерживали американцы.
Не найдя лучшего и более удобного варианта организаторы для проведения гонок на пересеченной местности выбрали парк для верховой езды, в котором была возможность воссоздать все непростые ландшафтные премудрости без особых затрат. В это же время для участия в гонках впервые были допущены профессионалы.
Для каждого вида соревнований необходимы различные велосипеды. Ширина колеса, форма конструкции, вес модели, количество передач – все это влияет и на стоимость, которая варьируется от нескольких тысяч рублей и может достигать 4500 долларов. Например, для гонки на шоссе велосипеды снабжаются дополнительным количеством передач, позволяющим варьировать нагрузку и скорость, при этом их количество может достигать 14-ти. А трековый велосипед - не имеет тормозов и обладает только одной передачей, если представить велосипедистов на закругленных бортиках трека, то к их усилиям добавляется энергия, и все это вкупе позволяет достигать скорости около 65 км/час. «Стоун Маунтин» - так называется первый переносной трек, построенный в Атланте. Спортсмены на соревнованиях идут плечом к плечу, борьба настолько сложна, что четверть секунды – и ты уже не победитель, а занимаешь 50-е место. Спортсмены не устают прибегать к различным уловкам т хитростям, благодаря которым, например, команда из Западной Германии в 1976 году выиграла 4-х километровую гонку – преследование (они накачали шины гелием вместо более тяжелого воздуха).
Чтобы зрителям и самим спортсменам не было скучно, а так же для того чтобы обнаружить новые таланты, постоянно расширяется список видов программы. Вот уже трудно представить соревнования без триатлона и маунтинбайка. Значительно расширена программа соревнований женщин, так к 2000 году уже треть комплектов медалей на Олимпиаде разыгрывалась женщинами, эта прогрессия увеличивается на каждом новом состязании.

Велоспорт в России

Трудно представить, что совсем недавно езда на велосипедах по городам России (в конце 19 века) была строжайше запрещена, мало того, все велосипеды имели иностранное происхождение вследствие того, что отечественному изобретателю Артамонову не помогли получить патент. Северная столица открыла первенство по распространенности велосипедов среди своих жителей, в Москве они появились только спустя несколько лет, но именно там впервые было проведено состязание на двух дистанциях 1,5 и 7,5 верст. В нем участвовали спортсмены из Англии, был австриец и представитель США, что дает право считать их международными. С тех пор этот знаменательный 1883 год считается днем рождения велосипедного спорта в России.
Но северная столица быстро восполнила пробел и именно там, на Марсовом поле 23 сентября 1884 года было проведено соревнование, по значимости для отечественного велоспорта ставшее вторым. Все это ускорило и подтолкнуло велосипедистов-любителей Москвы и Санкт-Петербурга для создания обществ. И уже 5 декабря 1884 года был принят устав общества велосипедистов Санкт-Петербурга.
Московский клуб велосипедистов и общество велосипедистов-любителей не заставили себя ждать. Затем волна нового спорта захлестнула остальные города Российской Империи. И там образовывались кружки и клубы велосипедного спорта.
Однажды в 1896 году москвичи увидели на велосипеде самого графа Льва Толстого. Он прекрасно в свои 70 лет мог управлять механизмом и удивленные и пораженные этим почитатели его таланта подарили ему велосипед с серебряными спицами.  Велосипед в России обрел привычный нам внешний вид, то есть колеса одинакового диаметра и цепную передачу на заднем колесе в 1886 году. Центрами велосипедного спорта после этого быстро стали Киев, Одесса, Рига. При помощи привлечения средств крупных предпринимателей выстраиваются треки, первое время они покрываются цементом. А в Питере сконструировали даже деревянный трек длиной 250 м, который собирался за полчаса. В 1891 году разыгралось звание «Первый ездок России». В Москву съехались гонщики , Одессы, Петербурга, Киева.  В 1894г. впервые был проведен марафон из Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе было совершенно для этого не приспособлено и только двое из множества стартовавших доехали до финиша. В 1895г была впервые проведена самая тяжелая и длительная гонка того времени: Петербург - Москва. Победил в ней гонщик М. Дзевочко. А.Бутылкин, Г.Вашкевич, П.Ипполитов, П. Степанов-Калашников, С.Уточкин - все эти спортсмены стали гордостью нашего велоспорта той эпохи.
В конце 19 века велосипедные гонки, ставшие столь популярными в Америке и Европе, добрались и до России. С каждой велосипедной гонкой все больше зрителей приходило поболеть за участников соревнований. Победители купались в славе и овациях своих болельщиков, а сам вид спорта был в расцвете. Все было хорошо до тех пор, пока в дело не вступили торговые фирмы, почуявшие прибыль. Они занимались скупкой и наймом лучших велогонщиков, извратив честные соревнования в мероприятия типа «победитель - деньги». Естественно, последовала и соответствующая реакция. У спортсменов пропало желание честно соревноваться, а зрители перестали посещать соревнования по велогонкам. Великий велосипедист П.Ипполитов писал, что к началу 20 века от велосипедного спорта ничего не осталось.
После событий 1917 года остался в функционирующем состоянии только трек под Тулой. И, о чудо! В 1918 году был сделан первый шаг к возрождению велосипедного спорта в РСФСР - в Туле прошел чемпионат Советской России. В течение последующего десятилетия история российского велосипедного спорта ознаменовалась гонкой по Садовому кольцу г. Москвы, встречей выдающихся гонщиков Петрограда и Москвы, также прошел чемпионат Сибири, мини-олимпиада в г. Харькове, в 1923 году - первый чемпионат масштаба страны на ипподроме, а в 1928 г. чемпионат страны по шоссейным гонкам.
Еще одним шагом к развитию велосипедного спорта стала в 1928 году спартакиада. В ней участвовали представители всех союзов СССР. Вот это была уже настоящая борьба!  1937 год в СССР порадовал первой многодневная гонка, которая проходила в столице.
Что касается зарубежных соревнований, то наши гонщики не отставали и здесь. Конечно, уровень был совершенно другой, ведь соревноваться выезжали только лучшие в области велогонок. На первых порах наши спортсмены выступали с переменным успехом. К примеру, на соревнованиях в Стокгольме 1912 года из 12 гонщиков представленных РСФСР, только один велосипедист закончил гонку на 320 километров, заняв 60 место. В 1926 году состоялся чемпионат между рабочими организациями по велогонкам. В Бермене и Париже наши были лучшими!
В 1952 году наши велогонщики были признаны членами Международного союза велосипедистов. В 1965 году велогонщики СССР вступили в Международную любительскую федерацию велоспорта. Наши спортсмены были и в рядах мировых рекордсменов. Примером может послужить рекорд мира на дистанции 1 километр, установленный Р. Варгашкиным. К сожалению, на Олимпиаде 1952 года наши спортсмены потерпели поражение. Тогда им и их тренерам был преподан хороший урок. Но на Олимпиаде 1960 года заслуженно завоевывает золотую медаль В.Капитонов.  Далее опять последовала полоса неудач на Олимпиадах. Но уже в 1976 и 1980 годах в шоссейной командной гонке спортсменам из СССР не было равных. В историю велосипедного спорта были вписаны имена Советских спортсменов. Среди них великий С. Сухорученков. На Олимпиаде 1988 года мы завоевали целых четыре золотые медали, среди которых была золотая медаль А.Кириченко, победившего в гите. Впервые на Олимпиаде 1988 года участвовали женщины. До этого велоспорт был чисто мужским видом состязаний. Здесь на спринтерской гонке мы сразу взяли золото, благодаря советской спортсменке.
Через 8 лет после этого события, на Олимпийских играх в Атланте золотую коллекцию пополнила еще одна женщина России З. Забирова, выигравшая индивидуальную гонку на время.
Сегодня пробиться в высшие круги велосипедного спорта не так просто. Специалисты считают, что для этого необходимо создание собственного сильного велосипедного звена, более частая организация участия наших спортсменов в зарубежных гонках, а также прямое государственное финансирование велосипедного спорта.
Среди тех, кто занимался или занимается велосипедным спортом и участвует в велогонках, нет таких слов, которые мы так часто использовали в данной статье: «велосипедист», «спортсмен». Они используют слово "гонщик", т.е. тот человек, который не стоит на месте, не останавливается на достигнутом, не боится серьезных травм, борется не только с конкурентами, но и с собой. Ведь для того, чтобы тебя называли «гонщиком», нужно потерять много крови и пота, а заслужить такой титул – стремление каждого, кто занимается прославленным велосипедным спортом.


 



николай

супер очень помогли с докладом

4 мая в 06:05